В мире, который, в сущности, не является ни черным, ни белым, никогда нельзя быть ни в чем уверенным.
На одной из выставок в музее современного искусства у зрителей была возможность оставлять на специально отведенной стене записки-отзывы на стикерах.
И несмотря на то, что большая часть этих записок содержала глубоко негативные и отвергающие отзывы, само наличие этой стены и ее заполненность говорит о том, что современное искусство работает.
То, что заставляет тебя думать и чувствовать - работает.
Особенно если это чувствование выходит за пределы "красиво" или "некрасиво".
И, кажется, особенно когда оно заставляет размышлять о целях самого художника.

Для меня аксиомой является то, что зритель никогда не сможет до конца понять, "что хотел сказать автор" - но сам факт, что он пытается строить предположения, вступает с ним в опосредованный диалог и является сутью современного искусства.
Обратной стороной является то, что современное искусство не может существовать в рамках выставки или галереи из нескольких десятков работ: уже после нескольких наступает усталость и перегруз и сознание отказывается глубоко осмысливать все происходящее.
Но я люблю гарелеи современного искусства и осознанные, объединенные идеей выставки. Они, объединяя отдельные произведения, создают метапроизведение, или дают контекст каждой отдельной работе - зачастую такой, которого изначально не предполагалось и который заставляет вещь звучать и осознаваться иначе, чем задумано.
Пространство ассоциаций.
И еще... ни одно из "классических" произведений - кроме, пожалуй, вибрирующе живых цветов в картинах Рериха - никогда не заставляло меня чувствовать столько и так сильно, как когда я украдкой подошел и коснулся одной из "бомб-неваляшек" в мультимедиа-арт музее на выставке "Пазл Пьера Броше"

Разумеется, ко мне немедленно подбежала прекрасная музейная тетушка и хлопотливо убрала мои загребущие ручонки от бесценного произведения.
И она же оттаяла и вступила со мной в долгий и содержательный диалог, когда я сказал, что просто не смог удержаться, и поделился с ней тем, что ощутил в этот момент и о чем думал.

На курсе "современное искусство" на Универсариуме, ориентированном на подростков, я в качестве финальной работы сфотографировал нашу стиральную машинку, заваленную горами косметики, фенами, плойками и кистями для макияжа. Назвал "алтарь". Жаль, не успел сдать вовремя - самое интересное всегда было читать отзывы сокурсников.
На один из моих анализов чужих произведений самым примечательным, пожалуй, отзывом был то, что содержал ремарку "на мнение Александра, разумеется, влияет глубоко укоренившаяся токсичная маскулинность, заставляющая его параноидально видеть гомосексуальные и транссексуальные мотивы в совершенно невинных вещах")))
Я тогда почувствовал момент глубокого контакта с девушкой (?), написавшей этот отзыв, пусть она и поняла меня сильно по-своему.

Люблю современное искусство. Оно объединяет людей и заставляет их вступать в диалог.